Выгодный прием металлолома в Омске от 1 кг.

Древнейшие приемы гадания




Древнейшие приемы гадания

 

Практика гадания берет свое начало с первобытных времен. Кто был первым гадателем, - неизвестно, однако полагаем, что скорее всего гадание вместе с первобытной магией пришло с Востока.

 

С того момента, как человечество осознало идею Верховного существа (будь оно в единственном числе, как иудейский Иегова, или в образе легиона богов и божков, как в Древних Египте и Греции) и признало над собой власть непознаваемого, оно выдвинуло из своей среды личностей, которые принялись толковать волю богов исходя из им одним ведомых мотивов.

 

Местами, где боги являли людям свою волю, были первые храмы. Прорицалища древнего мира изрекали людям будущее, предсказывали в делах успехи и неудачи. Таковы были: прорицалища Аммона и Амфиарая, оракулы Дельфийский и Додонский, Трофониева пещера.

 

Прорицалище Аммона находилось в Ливийских степях. Там его капище, окруженное со всех сторон песчаными степями, орошалось прозрачными водами источника солнца. Изваяние Юпитера-Аммона, отлитое из меди, украшенное драгоценными каменьями, выносили в рощу, где оно отвечало вопрошающим не словами, а знаками. Владычество Аммона продолжалось над страстями людей многие века, но уже во времена Страбона оно ослабело, а при Плутархе ему уже никто не верил.

 

Прорицалище Амфиарая находилось на границах Беотии и Аттики. Там Амфиарай являлся во сне и отвечал на вопросы.

 

Заметно влияние Амфиарая И на некоторые русские поверья. Явление во сне суженого-ряженого, указывающего простодушной девушке на ее судьбу, носит на себе отпечаток верований беотийцев.

 

Оракул Дельфийский, учрежденный в честь Аполлона Пифийского, находился в беотийском городе Дельфы, «в средоточии земли», как говаривали греческие историки. В Дельфах был храм с истуканом, сделанным из лавровых ветвей, Кастальский источник, золотой треножник, поддерживаемый железным драконом. Пифия, возводимая жрецами на треножник, окуриваемая одуряющими растениями, в бешенстве выкрикивала нечто нечленораздельное, что жрецы затем истолковывали. Оракул Дельфийский просуществовал двадцать веков и исчез, когда христианская религия открыла народам небесные истины.

 

Додонский оракул находился в эпирском городе Додоне, при подошве горы Томари. Там, среди священной рощи, возвышался храм; при нем рос пророческий дуб; там же находился и источник минеральных вод. Три жрицы возвещали решение Додонского оракула. Сидя близ пророческого дуба, они вслушивались в шум листьев, потрясаемых ветром, выводили из этого ответы для гадающих; или подходили к источнику, прислушивались к звукам, производимым журчанием воды, и по ним разгадывали тайны грядущего.

 

Трофониева пещера находилась близ Ливадии. В храме, построенном среди рощи, стоял истукан, изображающий Эскулапа. В мрачной пещере, заполненной зверями и гадами, оглашаемой воплем и стоном мужей и жен, сидели жрецы для ответов приходящим.

 

В русском народе с почтением относились к гаданию по шуму древесных листьев и журчанию воды, но трудно просле­дить здесь влияние Додонского оракула.

 

Говорят, что первая магическая книга существовала от начала мира и была сохранена при потопе Хамом в камне. Сын Хама, известный под названием у одних Мизраима, у других Зороастра, у третьих Гермеса, по преданию своего отца, нашел после потопа книгу, скрытую его отцом. Однако еще в седой древности она когда-то была истреблена небесным огнем. Не беря во внимание мистическую сторону этого вопроса, заметим, что мистическая литература должна была появиться на свет раньше, чем какая-либо иная. Хотим мы того или нет, но древнейшие капища были главными очагами культуры на Земле, в том числе и письменности.

 

С течением времени и по мере развития письменности древнейшие заклинания и духовные гимны стали записываться. Так возникло чернокнижие. Вероятно, первые книги такого рода были просто учебниками для будущих поколений жрецов, однако в них под страхом наказания не дерзал заглянуть никто из смертных. Человек, умевший разбираться в таинственных закорючках, написанных «богом», априорно считался выразителем божественной воли. Это право предоставлено было жрецам и людям избранным, советовавшимся с ними для решения судьбы и дел. Таковы были: черная магия, Сивиллины книги, книги Орфея и Музея, кабалистика.

 

Книги Сивилл хранились в руках женщин-сивилл, имевших дар прорицать и открывать волю богов. В древнем мире всех сивилл насчитывалось двенадцать.

 

I. Сивилла Персидская, называвшаяся Самбетой, была невесткой Ноя, пророчествовала двусмысленными стихами из своей книги.

 

II. Сивилла Ливийская, путешествовавшая в Самосе и Дельфах и, как говорят, упрекавшая людей в идолослужении.

 

III. Сивилла Дельфийская, находившаяся в храме Дельфийском, и, по сказанию Диодора, первая получила имя Сивиллы. Ученые говорят, что Гомер извлек из ее прорицаний некоторые мысли.

 

IV. Сивилла Эретрейская предсказывала падение Трои, и, по уверению Евсея и св. Августина, ей были известны книги Моисея.

 

V. Сивилла Киммерийская.

 

VI. Сивилла Самосская.

 

VII. Сивилла Кумская, по имени Деифоба, знатнейшая из всех, пребывала в Куме.

 

Говорят, что ее отец был Аполлоний, а мать - Главка. Это Сивилла продала часть своих книг Тарквинию Гордому. В Риме книги сохранялись в храме Юпитера Капитолийского, под землею, в каменной урне. Квиндецемвиры, жрецы, справлялись с ними в сомнительных случаях государства. Во время сожжения Капитолия сгорели и Сивиллины книги. После этого были разосланы послы по разным местам для собрания Сивиллиных изречений, которые Август положил у подножия Аполлона Палатинского.

 

VIII. Сивилла Геллеспонтская предсказывала во время Солона и Креза.

 

IX. Сивилла Фригийская путешествовала со своими предсказаниями в Анкифе и Галатии.

 

X. Сивилла Тибюринская, или Альбюнейская, была обожаема в Тибюре.

 

XI. Сивилла Эпирская.

 

XII. Сивилла Египетская.

 

Книги Орфея и Музея содержали в себе заговоры, очищения, приговоры для усыпления змеи. Орфей, изобретатель аббатства, учредитель оргий и других празднеств в Бахусе, по сказанию Цирцея, заимствовал свои таинственные познания в Египте. Лукиан и Аполлодор уверяют, что книги Орфея состояли из гимнов.

 

Древнеримские авгуры предсказывали будущее из явлений молний и грома, из крика и полета птиц, из клевания курами зерен. Крики ворона, вороны, совы, петуха были предвестниками бедствий; полет орла, коршуна решал походы; клевание зерен курами управляло военными успехами. Авгурология перешла в русскую землю со многими видоизменениями. Еще и теперь поселяне боятся ворона и вороны, страшатся пения курицы; еще и доселе в святочных гаданиях сохраняется клевание зерен курицами.

 

Прогностики рассеяны были по всей Греции, особенно в Элладе. Эпименид Критский, Аварис Скифский, Эмпедокл извлекали гадания из обыкновенных явлений природы. Счастье или несчастье семейной жизни объяснялось снами, воззрением животных, звоном в ушах, судорожным движением ресниц. Молитвы и очищения прогностиков содержались в книгах Орфея и Музея.

 

Учение прогностиков внедрилось в русскую повседневную жизнь издревле и продолжается доселе. Определяя погоду по народным приметам, мы и не помышляем, что являемся их верными последователями.

 

Мистагоги, начальники Элевсинских мистерий, изъясняли афинянам таинственные учения в святилище Цереры, при явлении страшных призраков.

 

Сортилеги - люди, гадавшие о событиях по жребиям, составляли особенную касту жрецов в Риме. Гадания сортилегов совершались в урнах. Так они наполняли урну водою, клали в нее дощечки, исписанные знаками, и потом, вынимая их, изъясняли значение. Иногда заставляли вынимать лоскутки бумаг, исписанные избранными стихами.

 

Гадание сортилегов надолго прижилось в русской земле. Поселяне по жребию решали спорные семейные дела; в деревнях, на мирской сходке, по жребию выбирали в рекруты; да и в городах по жребию находили женихов для девушек. Старожилы еще помнят, как москвичи хаживали с жребиями в церковь Николы Голстунского.

 

Гаруспики, гадавшие по жертвам, основывали свои предсказания на внутренностях животных, особенно печени, отгадывали будущее по пламени и дыму.

 

Учение гаруспиков малоизвестно русским чародеям; впрочем, уважение кудесников к печени, внимание знахарей к дыму заставляет подозревать, что и оно когда-то было в русской земле.

 

Пифониссы - фессалийские волшебницы, образовав особую касту в Фессалии, завораживали скорпионов, производили бурю, привлекали луну на землю, останавливали солнце, оживляли умерших и низводили живых во гроб. Всему этому верили во всей Греции.

 

Русское чернокнижие издревле не чуралось предсказаний будущего. Примером тому и вошедший в летописи сказ о гибели князя Олега от собственного коня. Гадание практиковалось при помощи различных предметов. В 1584 году летописцы записали, что в Москве увидели комету с крестообразным небесным знамением, между церквами Иоанна Великого и Благовещения. Царь Иоанн IV Васильевич, смотря на эту комету, сказал: «Вот знамение моей смерти!» После этих слов он велел собрать астрологов по России и Лапландии. Они, собранные тогда в Москву числом до 60, предрекли из явления этой кометы царскую смерть.

 

Сохранилась эта запись и сказание Курбского о совещании царя Иоанна Васильевича с волхвами. Заметим здесь, что и русская народная символика есть порождение астрологов.

 

Гадания древнего мира, рассеянные по всем местам, образовали из себя 12 отдельных таинств. Влияние каждого из них на нашу повседневную жизнь доселе еще отражается. Приступим к описанию гаданий.



Еще материал по данной теме


Шкатулка из змеевика

Помогает от головной боли, перепадов артериального давления, успокаивает, ускоряет действие лекарств, оберегает от порчи и сглаза.

← все статьи