Дело Моргана




«Дело Моргана»

 

В североамериканской прессе периодически с 1737 г. публиковались материалы, обличавшие вольных каменщиков. Выходили и антимасонские книги, особенно после нашумевшего в Европе в 1784 - 1785 гг. «дела баварских иллюминатов», готовивших революционный переворот. Масонство осуждалось почти всеми христианскими организациями, которые запрещали верующим вступать в ложи. Относительно терпимо Союз человечества воспринимали только англиканская епископальная церковь, лютеране-скандинавы, либеральные протестантские секты унитариев и универсалистов. Известны антимасонские папские буллы 1738, 1751, 1821 и 1825 гг., а также энциклики 1829 и 1832 гг. Католики и протестанты в равной степени видели в Ордене антихристианскую, секретную подрывную и даже революционную организацию, несущую угрозу не только для церкви, веры, но и для социальных и политических устоев. Франкмасоны обвинялись также в кощунственном отношении к христианским святыням (принесение клятвы на Библии, использование в церемониях вина, креста, алтаря и т. п.). Неприятие конфессий вызывала и вера франкмасонов в Великого Архитектора Вселенной - универсальное божество всех религий вместо поклонения Христу.

 

Около 1821 г. в США началось «второе великое пробуждение» - евангелическое возрождение, продолжавшееся вплоть до экономической депрессии 1837 г. Крайне негативное отношение к масонству в это время декларировали баптисты, квакеры, меннониты, «моравские братья», голландские реформаты- кальвинисты, немецкие лютеране, пресвитериане, амиши, методисты и другие протестантские общины. Для большинства граждан оставались непонятными цели оккультно-мистического Ордена. Тайный характер деятельности организации возбуждал подозрения в ее антихристианской сущности. Враждебное отношение ньюйоркцев и жителей других штатов вызывала и масонская идеология космополитизма. Среди обывателей, принадлежавших в массе к евангелическим церквям, распространялись слухи о «заговоре масонов», об их махинациях, кознях и кровожадности. Говорили о доминировании братьев в «коррумпированных» государственных структурах, о желании полностью захватить политическую власть в «протестантской республике». Подобные настроения имели благодатную почву в американском обществе. США находились в трудных условиях социальной и экономической трансформации, связанной с промышленным переворотом и транспортной революцией (строительство каналов, железных дорог, новых портов).

 

Наиболее конфликтная ситуация создалась на севере США и особенно в западных графствах штата Нью-Йорк - «беспокойном округе» («the Burned-Over District»). Этот пограничный с колонизируемой территорией Запада район был ареной деятельности различных религиозных реформаторов и своеобразным полигоном для социальных экспериментов. Великая Провинциальная Ложа в Нью-Йорке, одна из первых в стране, была основана в 1781 - 1787 гг. Вскоре штат Нью-Йорк стал крупнейшим масонским центром Америки. В середине 20-х гг. XIX в. в нем проживали около двадцати тысяч вольных каменщиков, существовало 480 лож. Значительная часть руководства действовавших в регионе партий, политиков, бизнесменов, банкиров, издателей, судей, шерифов и других чиновников, включая нью-йоркского губернатора Д. В. Клинтона, принадлежала к секретной организации. К Ордену относились не только богатые и влиятельные люди, но и немаловажная часть представителей среднего класса. По свидетельству современников, масонское общество «проникло во все сферы жизни штата Нью-Йорк». Масоны де-факто контролировали многие органы власти, суды, прессу на местах.

 

Таким образом, в середине 20-х гг. XIX в. в США сложились предпосылки для формирования мощного антимасонского социально-политического движения. Толчком к его возникновению послужило загадочное и до конца не выясненное «Дело Моргана». Капитан в отставке Уильям Морган (1774-1826?) в течение нескольких лет перед своим исчезновением проживал в городах верхней (западной) части штата Нью-Йорк, занимаясь ремеслом и торговлей. В 1812-1814 гг. он участвовал во второй англо-американской войне. Морган имел семью и был отцом двоих малолетних детей. Он входил в братство вольных каменщиков и заявлял, что посвятил изучению масонской науки тридцать лет. Известно, что в 1823-1826 гг. Морган принадлежал к ложе № 433 Шотландского устава в нью-йоркском местечке Батавия. Он являлся Возвышенным и Совершенным Мастером, Прошлым Достопочтенным Магистром и был посвящен в дополнительные степени Королевской Арки (Royal Arch) и Великой Метки (Grand Mark).

 

Летом 1826 г. Морган вместе с другим масоном - профессиональным журналистом, издателем газеты «Батавия рипабликан адвокат» Д. Миллером готовил к публикации «Иллюстрации масонства». В работе должны были разоблачаться тайные обряды, символы, знаки, жесты, пароли, ритуалы и учение Ордена. Издавая книгу, Морган и Миллер, вероятно, преследовали личные цели, желая свести счеты с недругами в масонских рядах. В ответ радикально настроенные молодые члены братства подожгли типографию и пытались разрушить печатные прессы. Вслед за тем вольные каменщики, используя связи во властных кругах, добились ареста Моргана и Миллера по сфабрикованному обвинению в мелком мошенничестве. Вскоре последние были освобождены. Время пребывания Моргана и Миллера в тюрьме использовалось франкмасонами для несанкционированного проникновения в их жилища и поиска рукописей. 11 сентября 1826 г. Морган вновь оказался в долговой тюрьме по обвинению в неуплате хозяину трактира 2 долларов 69 центов. Однако уже на следующий день неизвестный заплатил за него долг и освободил из заключения. Несколько случайных свидетелей видели, как на улице несколько неизвестных мужчин напали на Моргана. Его затолкали в желтую карету, которая быстро исчезла в ночи. С тех пор никто никогда больше не видел живого Моргана.

 

Исчезновение Моргана вызвало длительную полемику между антимасонскими исследователями и промасонскими авторами. Франкмасоны стремились представить Моргана пьющим, психически неадекватным человеком с дурными манерами, который любил частенько брать деньги в долг, а потом не возвращал их. Масоны уверяли, что он якобы сбежал от семьи в Канаду, а оттуда уплыл на корабле в неизвестном направлении. При этом строились различные фантастические предположения о будущей судьбе Моргана. Говорили, что он мог стать пиратом Карибского моря или же примкнуть к секте мормонов-многоженцев. Противники же масонов утверждали, что имели место заговор, насильственное похищение и даже ритуальное убийство «отступника». Моргана они считали «мучеником», погибшим «за свободу слова». Тело убитого было брошено в пограничную между США и Канадой реку Ниагару, известную своим знаменитым водопадом, недалеко от места ее впадения в озеро Онтарио. В пользу подобной версии свидетельствовали: крайняя обеспокоенность масонов летом 1826 г. возможной публикацией их тайн, что нашло отражение в газетах, издаваемых членами братства, нападение на типографию, угрозы главным фигурантам дела Моргану и Миллеру, а также другие факты.

 

В ноябре 1826 г. при содействии Миллера вышли в свет «Иллюстрации масонства». В конце года Миллер выпустил в свет в Батавии два оригинальных издания «Иллюстраций масонства». Сочинение было немедленно перепечатано Тюрлоу Уидом в соседнем нью-йоркском городке Рочестере. В течение 1827 г. появилось не менее четырех рочестерских выпусков «Иллюстраций». В дальнейшем книга неоднократно переиздавалась в разных штатах. Одна из последних публикаций - чикагское издание 1872 г. В книге подробно описывались внутреннее убранство ложи, церемонии открытия и таинства посвящения в три основные степени - Ученика, Подмастерья, Мастера.

 

Дерзкое похищение и издание «Иллюстраций» всколыхнули северные штаты. В «мятежном округе» штата Нью-Йорк возмущенные граждане начали стихийно создавать антимасонские комитеты. В городах Севера проходили массовые демонстрации с участием низов общества: бедных фермеров, механиков, рабочих, мелких ремесленников и торговцев. Агрессивные толпы осаждали суды, нападали на масонов на улицах, забрасывали их камнями. Постепенно к антимасонам присоединились сотни журналистов, памфлетистов, издателей, религиозных деятелей. Возник феномен свободной прессы - появилось множество независимых от влияния Ордена и поддерживавших его государственных структур периодических изданий. Например, в Нью-Йорке издавалось 46, а в Пенсильвании - 55 антимасонских газет и журналов. Консервативные протестанты начали регулярно проводить местные антимасонские конвенты: только в штате Нью-Йорк их прошло двадцать в течение года. Общим лозунгом был «Remember Morgan!» («Помните о Моргане!»). Возникшее стихийное народное протестное движение возглавил известный нью-йоркский журналист, впоследствии видный политтехнолог и талантливый партийный организатор Т. Уид.

 

Большой общественный резонанс имела не только криминальная история, но также и громкий судебный процесс предполагаемых похитителей и убийц в январе - начале февраля 1827 г. В течение осенних месяцев, последовавших за исчезновением Моргана, франкмасоны пытались утихомирить страсти и замять скандал, но потом вынуждены были признаться в содеянном. Николас Чесеборо и три его сообщника заявили тем не менее, что не похищали Моргана, а всего лишь сопровождали последнего до пограничного поселения Форт-Ниагара. Затем он уехал в Канаду, и после этого они ничего о нем не слышали. Судья-масон, стремившийся поскорее закрыть дело, вынес символический приговор, назначив похитителям лишение свободы на срок от одного до шести месяцев. Эти обстоятельства вызывали недоверие к суду, порождали требования пересмотра дела и дополнительного расследования. Среди добропорядочных граждан поползли зловещие слухи о том, что франкмасоны не только укрывают преступников, но и совершают убийства своих врагов. Широко распространялись листовки и рисунки, на которых изображалось, как масоны закалывают кинжалами Моргана в темном подземелье. Наконец нью-йоркский губернатор Д. В. Клинтон, несмотря на то что сам являлся масоном, согласился создать специальный «комитет Моргана» для нового следствия по делу. Сделал он это для того, чтобы успокоить нагнетавшиеся журналистами страсти и не лишиться популярности в штате.

 

Вскоре членами комитета были обнаружены следы крови на каменном полу одного из домов в Форт-Ниагаре. Однако вновь опрошенные свидетели отказывались от первоначальных показаний, что запутывало расследование. Еще больше осложнилось дело после обнаружения рыбаками в октябре 1827 г. неопознанного тела в водах озера Онтарио. По внешним физическим данным это вполне мог быть Морган. Местные муниципальные чиновники-масоны, повинуясь указаниям Великой Ложи, поспешили захоронить труп. Однако группа антимасонов во главе с Т. Уидом, вопреки воле властей, провела эксгумацию, а позднее и процедуру идентификации. При этом покойника опознала как своего мужа не только Люсинда Морган, но и жена Тимоти Монро, канадского рыбака, исчезнувшего прошлой весной. Данные обстоятельства еще больше затемняли свет истины. Тем не менее по решению городского суда тело было похоронено в Батавии, штат Нью-Йорк.

 

Неприятие общественности вызывало в этой истории прежде всего высокомерие Ордена. Масонские газеты регулярно печатали сообщения об исключении «за немасонское поведение» из рядов братства лиц, сотрудничавших с органами расследования. Промасонская пресса была полна домыслов и спекуляций о судьбе Моргана. Писали о том, что в действительности он живой и обосновался в Смирне Оттоманской империи, в Британском Гондурасе, на Кубе, присоединился к секте мормонов, стал индейским вождем и т. п. Его якобы видели живым сначала в Бостоне, потом в Канаде. Даже спустя полвека после инцидента масонские историки пытались снять все обвинения с оккультно- мистической организации. Они доказывали, ссылаясь в основном на устные свидетельства фигурантов дела, что имело место таинственное, не вполне объяснимое исчезновение Моргана, но никак не похищение и убийство. Споры о нью-йоркских событиях 1826- 1827 гг. не утихают до сего дня. При этом современные франкмасоны придерживаются старых, выдвигавшихся в XIX в. версий об исчезновении и дальнейшей судьбе Моргана.

 

Начавшись как движение с сильной религиозной составляющей, антимасонство стремительно политизировалось. Оно быстро переросло в социально-политическое течение. Из местного явления, локализованного в Нью-Йорке, трансформировалось в мощное национальное движение. В 1827-1828 гг. возникла Антимасонская политическая партия. Новая организация отличалась не только радикализмом, но и определенной долей экстремизма. Антимасоны считали братство «антиреспубликанской», «всесильной» организацией, контролировавшей местные администрации и федеральное правительство. В нем видели «угрозу правам и свободам» граждан. Партия требовала изгнания из государственного аппарата всех чиновников-масонов вплоть до президента США. Антимасоны отказывались голосовать за кандидатов-масонов на выборах всех уровней. Они настаивали на принятии законов против тайных обществ, а также на запрещении масонских клятв и принесении присяги вне судебных учреждений. Масоны обвинялись в создании «нового нобилитета», отстаивании монархического принципа правления и учреждении тайной тирании в стране. Конечной целью борьбы партия определяла «полный запрет и уничтожение» «привилегированного», «запятнавшего себя кровавыми преступлениями» франкмасонского Ордена. В дальнейшем, однако, антимасоны сосредоточились на требованиях демократизации политического строя, обеспечении «равенства прав», «равенства перед законом» и противодействии злоупотреблениям элиты.

 

В истории Антимасонской партии можно выделить три этапа:

 

1) период формирования (1826-1828);

2) пик, стадия наивысшего подъема (1829-1832) и

3) период упадка и слияния с вигизмом (1833-1836).

 

Возникнув на периферии - в нью-йоркской глубинке, антимасонское движение быстро распространилось на соседние регионы Среднего Запада и Новой Англии, особый отклик оно нашло в Пенсильвании. В ней еще за год до инцидента с исчезновением Моргана нашумело громкое «дело Эванса». Некий фальшивомонетчик масон Дэвид Эванс сумел избежать уголовного наказания и скрыться за границей. Осуществил он это благодаря покровительству других членов тайной организации - шерифа и судебных чиновников.

 

Мощные антимасонские организации сформировались в 1828-1830 гг. в Нью-Йорке, Пенсильвании, Огайо, Массачусетсе, Род-Айленде, Вермонте. Менее влиятельные группы противников Ордена действовали в Нью-Джерси, Нью-Хэмпшире, Коннектикуте и Мэне. Однако антимасонская волна залила далеко не все штаты. Антимасонство имело слабое распространение в южных штатах. Дело в том, что на Юге не было крупных скандалов, связанных с масонами, а также сложилась иная, чем на Севере, политическая ситуация. В конце 20-х - 30-х гг. XIX в. в рабовладельческом регионе отсутствовали условия для возникновения массовых радикально-демократических и антиэлитарных движений, ибо южан сплотила общая опасность со стороны Севера. Тогда южные штаты впервые почувствовали реальную угрозу для существования «особого института» - рабовладения.

Вскоре выявились «бастионы» партии, которыми стали штаты Нью-Йорк, Пенсильвания и Вермонт. В 1828-1829 гг. Антимасонская партия получила значительное число мест в законодательных ассамблеях нескольких штатов Севера. В 1831 г. противники вольных каменщиков Джозеф Ритнер и Уильям А. Палмер стали губернаторами соответственно Пенсильвании и Вермонта. Они занимали эти должности до 1835 г. Восемь пенсильванских антимасонов были избраны в конгресс США.

 

Антимасоны издавали полторы сотни периодических изданий в пятнадцати штатах. Они активно вели пропаганду своих идей, выступали с лекциями по всей стране. На страницах антимасонской прессы широко освещалась борьба с «властью масонства» («the Masons' power»), содержались сведения о «заговорах» представителей высших степеней Ордена, в которые не были посвящены рядовые члены братства. Анализировались учение франкмасонов, их книги и символика, источниками которой считали иудаизм и язычество. Журналисты и публицисты осуждали «преступное сообщество» вольных каменщиков, которые с помощью коррупции, подкупа и тайных связей контролировали властные структуры, влияли на политику государственных институтов.

 

Газеты сообщали о судебных исках против представителей тайной организации, которые пытались возбуждать противники Ордена. Но обычно подобные дела заканчивались безрезультатно. Считалось, что франкмасоны препятствовали правосудию. Пенсильванская «Антимасонская Звезда», издававшаяся в 1830-1831 гг., указывала, что «великое множество» масонов были чиновниками, судебными работниками, присяжными заседателями и свидетелями, что давало им «огромное преимущество» и наносило «серьезный ущерб стороне обвинения в процессе разбирательств». На самом деле подобные утверждения были необоснованными. Так, только в штате Нью-Йорк в ходе антимасонской кампании к 1831 г. были учреждены двадцать больших жюри, расследовавших деятельность братства. Некоторые члены Ордена лишились чиновничьих постов. По «делу Моргана» были привлечены 54 масона. Десять из них, включая шерифа Форт-Ниагары, были осуждены на различные сроки тюремного заключения. В Пенсильвании работала специальная комиссия, созданная местной легислатурой. Она занималась поиском франкмасонов и изучением их активности в органах власти. Все эти события отдаленно напоминают «охоту на ведьм» в США эпохи холодной войны.

 

Помимо выборов, парламентской трибуны и залов судов противники франкмасонов использовали и другие методы борьбы с «всемогущим» Орденом. Антимасонская партия вносила законопроекты, препятствовавшие деятельности Союза человечества и других тайных обществ. Противники вольных каменщиков мешали строительству масонского храма в Филадельфии, организованному в 1830-1832 гг. Великой Ложей Массачусетса. Возмущение массы населения было так велико, что трижды предпринимались попытки разрушить возводимое здание.

 

Нельзя не согласиться с американским историком Ричардом Хофстедтером в оценке антимасонства. По его мнению, оно представляло собой спонтанное и в значительной мере иррациональное народное движение протеста против необоснованных привилегий и злоупотреблений политической элиты. Вместе с тем антимасонство было сложным явлением. В нем отразились не только борьба бедных и обиженных против богатых и влиятельных, неприятие средним классом крупных финансистов, но также и традиционное противостояние сельской глубинки и больших городов. Велика была и религиозная составляющая, проявившаяся в выступлениях консервативных христиан. Не случайно антимасоны считаются первой в американской истории политической партией, ориентировавшейся на принципы религиозной морали. Антимасоны постулировали себя как организацию, ориентированную на христианские (протестантские) ценности, противницу рабовладения и сторонницу трезвости. В партии имелись и сильные антикатолические группировки во главе с Миллардом Филлмором. Наличие последних отталкивало избирателей - ирландцев и иммигрантов, голосовавших за Демократическую партию - защитницу прав этноконфессиональных меньшинств.

 

В условиях формирования новой двухпартийной системы антимасоны выступили в роли политического стабилизатора, поскольку обеспечивали баланс, равновесие сил. Главным требованием у них постепенно становилось не противодействие засилью масонов во власти, а борьба с привилегиями. Эгалитаризм превратился в доминантный принцип идеологии партии. Основываясь на фундаментальном принципе, что никакой человек или группа не может быть выше закона, антимасоны должны были поддержать сторонников Адамса и Генри Клея. Оппозиция утверждала, что масон Э. Джексон, прозванный королем Эндрю I, нарушил законы и Конституцию. Дело в том, что президент-демократ затеял в 1830-х гг. «банковскую войну», расколовшую общество и закончившуюся ликвидацией Национального банка США. Борьба с Джексоном объединяла антимасонов с национальными республиканцами - будущими вигами. Но все же некоторое время Антимасонская партия предпочитала действовать самостоятельно, вдохновившись успехами на локальных и штатных выборах. При этом она пыталась связать борьбу с «тиранией исполнительной власти» в лице президента со старым требованием уничтожения социальных привилегий.

 

С движением противников тайного общества была связана деятельность многих великих вигов и республиканцев середины XIX в. В Антимасонской партии начинали политическую карьеру государственные деятели, сыгравшие выдающуюся роль в истории США: Уильям Генри Сьюард (1801 - 1872), Таддеус Стивенс (1792-1868), Миллард Филлмор (1800-1874) и Тюрлоу Уид (1797-1882). Все четыре антимасонских лидера вошли в новую организацию вигов после их объединения с национальными республиканцами. В 30-40-х гг. XIX в. они принимали участие в создании и деятельности Вигской партии в Нью-Йорке и Пенсильвании, занимали выборные должности. Т. Уид проявил себя как талантливый политический менеджер, благодаря усилиям которого виги смогли нанести поражение демократам на президентских выборах в 1840 г. С именем М. Филлмора, занимавшего пост президента США в 1850-1853 гг., связано принятие компромисса Клея 1850 г. по рабству. В 1856 г. Филлмор как лидер Партии ничего не знающих неудачно баллотировался в президенты. Он получил голоса северных американских националистов-нативистов и южных вигов. Бывшие антимасоны Уид, Стивенс и Сьюард вошли в 1850-х гг. в антирабовладельческую Республиканскую партию. Они занимали значимые посты в администрации Авраама Линкольна.

 

Антимасоны внесли существенный вклад в формирование партийного стиля политики. Они провели 26 сентября 1831 г. первый в истории США национальный партийный конвент (съезд) в Балтиморе для выдвижения кандидата на президентских выборах 1832 г. 116 делегатов представляли 13 штатов. Решение о собственной номинации было связано с отказом поддерживать выдвиженца союзников - национальных республиканцев Генри Клея, поскольку тот был масоном. Кроме того, поборники добродетели в рядах антимасонов считали Клея аморальной личностью, поскольку он увлекался алкоголем, женщинами, был дуэлянтом, коррупционером и дружил с рабовладельцами. Впервые в 1831 г. претендент был избран на общеамериканской партийной конференции, а не предложен узким кругом конгрессменов - членов партии (кокусом). Вскоре Демократическая партия и национальные республиканцы последовали этому примеру и также провели выдвижение кандидатов на национальных конвентах. Интересно, что партийный съезд антимасонов проходил в помещении одного из питейных заведений Балтимора, в котором на следующий год с той же целью собрались и демократы.

 

Антимасоны выдвинули в президенты виргинца Уильяма Вирта (1772-1834), а в вице-президенты - пенсильванца Амоса Эллмейкера. У. Вирт, профессиональный юрист, занимал пост генерального прокурора США в 1817 - 1829 гг. Он отличался высоким моральным обликом, приверженностью республиканским ценностям и передовыми для своего времени демократическими взглядами. Вирт отстаивал право голоса для женщин и выступал за улучшение условий жизни трудящихся. Политик даже заявлял, что франкмасоны не виноваты в социальных проблемах и не являются врагами американской демократии. По его мнению, в избирательной кампании необходимо сместить акценты на угрозе для общества, исходящей от олигархических кланов. Вирт заявлял во время президентской номинации на Балтиморском конвенте: «Я был посвящен в мистерии франкмасонства. ...У меня нет никаких оснований полагать, что в данном институте присутствует какая-либо криминальная составляющая, а в деятельности братьев - что-либо, хотя бы в малейшей степени противоречащее интересам страны и ее законам. Я всегда считал и неоднократно высказывал мысль, что масонство не связано с политикой и ничто меня не удивляет больше, чем видеть происходящее». Вирт уверял, что никогда не получал третьей степени каменщика. Но документы 1801 - 1804 гг. ложи «Иерусалим» № 54 в Ричмонде (Виргиния) и других лож свидетельствуют о противоположном. В них он значится как Мастер Масон.

 

Однако на президентских выборах в 1832 г. кандидат антимасонов не сумел составить конкуренцию не только демократу Э. Джексону, но и претенденту национальных республиканцев Г. Клею. В острой борьбе взял верх Джексон. Антимасоны победили только в одном штате - Вермонте, получив семь голосов выборщиков. Неудача Вирта, сумевшего набрать 40 тысяч (7,78 процента) голосов, разрушила надежды на жизнеспособность Антимасонской партии.

 

Причина поражения состояла не только в том, что кандидатура Вирта являлась малоизвестной в национальном масштабе. Наблюдалось общее падение популярности в стране, уменьшение влияния противников масонства, переживавших кризис идей. Они так и не смогли, в отличие от других партий, предложить четкую политическую платформу и выработать ясную социально-экономическую программу. Группировка во главе с Т. Уидом пыталась поддерживать «Американскую систему» вига Г. Клея, предполагавшую введение протекционистских тарифов, строительство сети транспортных коммуникаций - «внутренних улучшений» и сохранение Национального банка. Против подобных предложений высказывались другие группы антимасонов, считавшие, что они соответствуют интересам только меньшинства населения - крупного бизнеса северных штатов и банкиров Новой Англии. В период «банковской войны» антимасоны стали союзниками национальных республиканцев, поскольку видели в политике Джексона угрозу установления диктатуры. Подобно «людям Клея и Адамса», партия поддерживала права индейцев. Она выступала против захвата земель американских аборигенов и организованного президентом Джексоном насильственного выселения на Запад племени чироки. На местах антимасоны сотрудничали с демократами либо с национальными республиканцами-вигами. Все зависело от того, находилась ли одна из этих двух политических сил у власти или же была в оппозиции. В среднеатлантических штатах Антимасонская партия боролась с демократами и вступила в союзнические отношения с «людьми Клея». Но в Новой Англии, где национальные республиканцы контролировали большинство правительств штатов, антимасоны открыто противостояли им.

 

После поражения на федеральных выборах в 1832 г. антимасонское движение пошло на спад. Антимасонская пресса постепенно прекратила атаки на Орден и переключилась на сюжеты, связанные с политическим соперничеством с демократами. В 1833 - 1834 гг. наблюдался распад первичных организаций партии. Большинство антимасонов вошли вместе с национальными республиканцами в антиджексоновскую коалицию, на базе которой в этот период образовалась партия американских вигов. Сплачивало новое политическое объединение имя популярного генерала Уильяма Гаррисона. К середине 1830-х гг., за исключением небольших групп в Массачусетсе и Род-Айленде, примкнувшим к демократам, почти все антимасоны присоединились к Вигской партии. К этому времени виги уже сменили идеологический облик. Они перешли от элитизма, унаследованного от национальных республиканцев, к уравнительной, популистской доктрине, характерной для радикалов. После 1836 г. антимасоны уже не играли серьезной политической роли, хотя в некоторых городах и районах на Севере остатки организации продолжали автономное существование до 1840 - 1843 гг. Сохранившиеся группы Антимасонской партии накануне президентских выборов в 1836 и 1838 г. провели национальные конвенты. На них была поддержана вигская кандидатура генерала У. Гаррисона.

 

Антимасоны внесли существенный вклад в американскую политическую культуру, в формирование партийно-политической системы США. С ними связано проведение первого национального конвента с участием делегатов от штатов. Антимасоны являлись важ-ным элементом в сформировавшейся в 1833 - 1836 гг. организации вигов, на базе которой впоследствии была учреждена Республиканская партия, возглавлявшаяся А. Линкольном. При этом антирабовладельческая группа Грили - Уида - Сьюарда, являвшаяся «сознательными вигами», стала радикальным крылом республиканцев. Антимасоны были первой в американской истории сильной третьей партией. Они даже некоторое время претендовали на статус второй партии в формирующейся новой, второй по времени существования, двухпартийной системе в США. В некоторых штатах Антимасонская партия являлась главной силой, оппозиционной демократам. Она успешно конкурировала на выборах с национальными республиканцами. Но все же эти успехи носили временный характер. Организация антимасонов осталась миноритарной партией в масштабе страны, а движение противников Ордена вольных каменщиков - локальным, региональным, ограниченным территорией северных штатов. Логика политической борьбы и общность целей, интересов привели в конечном итоге к слиянию партии с более влиятельными вигами.

 

Попытки возрождения Антимасонской партии предпринимались после Гражданской войны на Севере и Среднем Западе США, а также в соседней Канаде. В 1867 - 1868 гг. возникла Национальная ассоциация христиан, оппозиционных секретным обществам. В 1874 г. сформировалась Национальная христианская ассоциация. Идейной преемницей антимасонов 1826- 1836 гг. была и Христианская партия, но она оказалась малочисленной и менее влиятельной организацией. Партия существовала с 1872 по 1888 г. Она имела более религиозный характер, чем предшественница, и объединила несколько тысяч консервативных христиан, протестантов-фундаменталистов. Новое антимасонское движение воздвигло в 1882 г. мемориальный памятник Моргану, строительство которого планировалось еще с 1828 г. Христианская партия выступала против франкмасонов - кандидатов в президенты и вице-президенты, будь то республиканцы или демократы. На выборах она неоднократно выдвигала собственных претендентов на высший государственный пост. Но антимасонские кандидаты набирали ничтожно малое число голосов, поэтому движение вскоре пошло на убыль и распалось.

 

Антимасонская партия, несмотря на локальный характер и кратковременность существования, сыграла значительную роль в истории США. За десятилетие антимасонского движения был нанесен серьезный удар по американскому масонству, подорвана его репутация. Тайное общество было дискредитировано, дезорганизовано и потеряло контроль над многими газетами, особенно в западной части Нью-Йорка. Появился феномен свободной прессы. Вольные каменщики вынуждены были из-за угрозы волнений полностью отказаться от проведения публичных церемоний. Членство в масонских организациях Нью-Йорка сократилось с двадцати до трех тысяч человек. В штате к 1835 г. осталось только 49 лож (10 процентов от численности 1825 г.). В Мэне и Вермонте закрылись все ложи, в Коннектикуте и Массачусетсе перестала функционировать половина масонских организаций. На несколько лет приостановили деятельность Великие Ложи Мэна, Вермонта и Пенсильвании. В списках Ордена в штате Нью-Джерси числилось только восемнадцать человек.

 

Даже на Юге и Западе для тайного общества потери были существенными. В наименьшей степени Орден преследовался в Делавэре, Миссисипи, Южной Каролине, Теннесси и Виргинии. Наибольшие потери понес в Алабаме, федеральном округе Колумбия, Джорджии и Мэриленде, некоторых западных штатах. В Мэриленде количество лож уменьшилось до наименьшего значения - тринадцати, и только одна из них имела возможность регулярно работать в течение всей антимасонской эры. Закрылась половина лож в Кентукки и Мичигане, треть - в Алабаме. Великая Ложа Мичигана не действовала в течение одиннадцати лет. В Джорджии первичная организация была также дезинтегрирована. Великая Ложа штата не могла собираться в 1833-1834 гг. Всего по стране «прекратили строительные работы», «уснули», то есть закрылись, две тысячи «мастерских» - лож. В итоге Орден покинуло сорок пять тысяч членов - четверть состава братства.

 

Однако эти последствия носили все же кратковременный характер. После 1840-1845 гг. численность франкмасонов начала постепенно восстанавливаться. Прирост происходил преимущественно за счет южных и западных штатов. На Севере к 1860 г. в некоторых регионах так и не был достигнут уровень развития масонства 1825 г. В целом же оккультно- мистический Орден не только сумел в середине XIX в. отвоевать утраченные позиции в общественной жизни Америки, но и значительно усилился. Организация вольных каменщиков достигла в это время в США полумиллиона членов.



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

← все статьи