Человек - церковь - бог




Человек - церковь - бог


Любая из созданных человеком религий начинает с богопочитания и кончает созданием церкви - бюрократической структуры, ориентированной на собственое процветание и возвышение. История любой церкви без исключения - это история ее падений, расколов, схизм. Цельс, противник христианства, живший во II столетии н. э., то есть на заре движения последователей Иисуса, имел основания саркастически утверждать, что христиане были «разделены на бесконечное количество фракций, так что каждый желал иметь собственных сторонников». Около 187 г. н. э. Ириней упоминал 20 течений в христианстве, а приблизительно в 384 году Епифаний насчитывал восемьдесят сект. Сказанное относится ко всем вероисповеданиям и ко всем церквам, целью которых всегда было не столько богоискательство, сколько боговредительство. При этом каждая религия считает себя единственно верной и признает свои Писания вершиной откровений, данных человеку.

Человек - церковь - богНикейский и последующие соборы, разрабатывавшие принцип тринитарности, нанесли христианству значительный ущерб изысками о трех божественных ипостасях (ликах) единого Бога. Скажем, символы веры, описывающие сущность природы Христа, принятые на Халкидонском соборе 451 г., были востребованы Западом, однако отвергнуты многими восточными церквами - Коптской в Египте и Абиссинии, Якобитской в Сирии и Армении и т. д. Еще одна проблема возникла, когда западная церковь добавила к Никейскому символу веры слово filioque («и от Сына»), дабы показать, что Святой Дух происходит как от Отца, так и от Сына. Это при том, что в Библии нигде не сказано про Иисуса, что он Бог, а сам Иисус на вопрос, какая первая из всех заповедей, отвечал: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» (Марк, 12, 29). Христианская Троица может быть использована лишь как символ взаимоотношений между человеком и Богом: Бог вселяется в человека (Иисуса) через Дух Святой, разлитый в мире. Иными словами, существует единый Бог, пронизывающий своим духом весь мир, в том числе человека. Чтобы обрести Бога в себе, человек должен «достучаться» до Духа Святого в самом себе - обнаружить свою часть Божественной иррадиации, пронизывающей весь мир, руководствоваться, прежде всего, принципами терпимости и любви. Кстати, из «Деяний святых Апостолов», 2,1-4,17, 18 также следует, что Дух Святой не является ипостатью Бога, но это его Божественная сила, энергия в действии, мощь любви.

Упадок морали в христианской церкви в период правления Александра VI и Юлия II (1492- 1513 гг.) вынудил Эразма Роттердамского констатировать: «Бессовестность римской курии достигла своей вершины». Именно тогда получила распространение пословица: «Хочешь погубить сына - сделай его священником». Вот одно из многочисленных свидетельств испанского писателя: «Без денег мы ничего не можем получить от христовых служителей: крещение за деньги, женитьба за деньги, исповедь за деньги, даже соборование тоже за деньги! Без денег они в колокол не зазвонят, и не отслужат панихиду в церкви, даже Рай закрыт для тех, кто не имеет денег».

Увы, христианская церковь осквернила себя Крестовыми походами, жуткими зверствами в борьбе с катарами, альбигойцами и множеством иных еретиков, изуверскими пытками инквизиции, сожжением ведьм, не прекратившимся даже с Реформацией, ужасными суевериями, составлявшими значительную часть церковных доктрин, культивацией ужасов и страхов, то есть негативной эксплуатацией стрессов и фрустраций, насильственным миссионерством и сопровождавшим его уничтожением памятников древних культур (в частности культур Америки), ужасающим обскурантизмом и преследованиями пионеров научного знания и новых идей, торговлей индульгенциями и установлением товарно-денежных отношений с Богом...

Количество церковных жертв «еретических и ведовских» сект и адептов черной магии не просто превысило число погибших во всех нерелигиозных войнах того времени, но само их умерщвление отличалось изощренной жестокостью и изуверством, абсолютно несовместимыми с заповедями Христа. Обращаю внимание на уникальность иезуитских судов над ведьмами, неведомых иным религиям. Конечно, нет никакой статистики этой жуткой разновидности церковного геноцида, но в эпоху «Молота ведьм» Европа потеряла значительную часть женского населения. Дело обстояло похлеще охоты на волков...

Создатель американской системы опросов Джордж Геллап Младший как-то заметил: «Нет большой разницы между людьми, которые ходят в церковь, и теми, которые не ходят. Все они одинаково жульничают, не платят налогов и занимаются мелким воровством потому, что существует огромный рынок религий. Множество людей выбирают себе выгодную религию, которая устраивает их и не требует от них больших усилий. Кто-то назвал ее религией на все вкусы».
Сказанное так или иначе можно отнести и ко всем иным церквам. Скажем, побывав в буддистских странах, я с огромным удивлением обнаружил грандиозную систему подмены «духа Будды» идолопоклонством тоталитарного толка: состязание в строительстве грандиозных статуй, солдатский дух буддийских монастырей, рекрутирование детей- монахов, очень напоминающее наши военкоматы...

Цель человека, писал Арнольд Тойнби в «подходе историка к религии» - искать единства с бытием, стать терпимым, привести себя в гармонию с реальным духовным абсолютом. Целью церквей оказалось нечто совсем иное - укрепление собственного могущества и богатства. Объездив мир, я глубоко осознал, что церковность и божественность - явления, плохо совместимые.

Пророк Исайя еще более 2700 лет тому назад призывал: «Ищите Господа, когда можно найти Его, когда Он близко» (Исайя, 55, 6). Апостол Павел в «Деяниях святых Апостолов» повторил эту мысль, когда призвал род человеческий искать Бога: «Дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли - хотя Он и недалеко от каждого из нас...» (Деяния, 17, 27). В Послании к Евреям он называет имена Ноя, Авраама, Сарры и Моисея, которые стали примерами людей, страстно искавших Бога и нашедших его, благодаря своим добродетелям, терпимости и непорочности. Именно благодаря обретению Бога в себе они могли насладиться общением с Ним. Кстати, внимательное чтение Библии показывает, что «второе пришествие» Иисуса Христа, которое должно наступить «в конце времени» - это на самом деле «napoycia», то есть «невидимое присутствие», или, иными словами, достижение людьми состояния Иисуса Христа. Воскрешение Иисуса - величайший символ Его воскрешения в нас. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» - означает рождение нового человечества, обретшего в себе Бога так, как это было достигнуто в начале новой эры Иисусом Христом. Царство Божие - не утопия, не социальная система, не единственно истинная религия, но достижение многими уровня духовности, терпимости и любви Иисуса Христа. Как сказано в Евангелии от Матфея, 7, 7, просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Еще раньше о том же у Исайи, 55, 6-7: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».

Увы, то, что понимали харизматики, стоявшие у истоков самых великих религий, а именно - что Бог в них, что цель человека обрести Бога в себе и во всех своих действиях ориентироваться на богоприсутствие и божественную силу, всё это часто утрачивалось церквами, во многом паразитировавшими на идеях своих основателей. Так случилось с Буддой, с Иисусом, Мухаммедом, Лютером, Кальвином и многими другими.
Один из важнейших признаков человечности - глубинное чувство Бога, присутствующее в глубине «я». Все уродливые явления новейшей истории, все отклонения церквей от духа их Основателей, все виды атеизма, нетерпимости, ненависти - только извращения этого первичного и святого чувства. Вера меньше всего бегство от жизни, замыкание в мире грез. Она - великая сила, связывающая миры, мост между разными реальностями, лестница Иакова, уходящая в небеса.

Всегда существует опасность разделения веры на «истинную» и «ложную». Тогда можно говорить о патологической религиозности, токсической вере, теопатологии. Как сказано в «Бардо Тодол», если ты совершенно уверен, то ты не на верном пути, - ты потерял его. Не бывает «ложной» веры - бывает порочный духовный опыт, всегда сопровождаемый нетерпимостью, бескомпромиссностью, агрессивностью, авторитарностью, страхом, морализаторством, мотивацией наказания, усердием в служении, негативными чувствами, закрытостью, ожиданием грядущей награды, бегством от мира и от себя, депрессивной пассивностью, консерватизмом и догматизмом церковной ортодоксии.

Отличительные позитивные свойства веры - самодостаточность, глубина, полнота, цельность, достоверность. Вера всегда психологически достоверна, поскольку всецело принадлежит моему «я». Собственно, она обеспечивает его внутреннее единство, ибо всё внутри нас сцементировано нашей верой. Вера - оплот «я», позволяющий ему нормально функционировать, ориентироваться в мире и защищаться против него, против его «истин» и «обманов». Понятие «истинности», примененное к понятию «веры», часто обращает ее в фанатизм. Вера не адекватна истине, но обеспечивает ориентацию человека в мире и самодостаточность его «я».

Возникают закономерные вопросы: нужна ли организованная и правящая церковь грядущей религии, глубокой персональной вере? Необходимы ли посредники тем, кто ищет Бога в себе? Пойдет ли религия будущего по пути, множество раз заводившему человечество в тупик? Если Бог пребывает в наших сокровенных глубинах, если сама наша психика божественна, если Дух - от Бога, если сам Бог - мощь стремления, могучая сила, томящаяся воплотиться, то необходима ли нам какая-либо дополнительная инстанция, институт, организация для того, чтобы молиться, медитировать, искать Бога, обретать Его? Единственным препятствием на пути к Богу являемся мы сами, наше сопротивление, наш рационализм, наш скептицизм. Одна капля твари может вытеснить из нас всего Бога, но и из маленького божьего семени вырастает огромная божественная мощь, делающая нас всесильными и неуязвимыми.

Высокая вера - найинтимнейшая часть человеческой личности, она не передается по наследству, не заимствуется и не обретается походя. Веру необходимо выстрадать, заслужить, глубоко пережить, иногда - вымолить. Вера, Бог в тебе - тяжкий труд, дар, спасение и сила. Такая вера не нуждается в обрядах, культах, песнопениях, литургиях, даже словах. Бог и ты - вот всё, что для нее необходимо. Плюс подвижничество и страсть...
Человечеству еще предстоит в ходе своей духовной эволюции обрести новую великую религию - не одиозную, не примитивную и насильственную, не рабскую и унижающую человеческое достоинство, а возвышающую наше сознание до божественного, делающую нас богоравными. Если я правильно разумею божественную и творческую эволюцию, то она направлена именно к этому - к богочеловечеству, к радости и счастью...

Каждое поколение хотя бы на йоту лучше предыдущего, и в каждом поколении есть маяки, ориентиры, указывающие Путь и дающие пример. Часто эти харизматические личности на века и тысячелетия упреждают человека будущего, показывают всем нам, какими мы станем через эти века и тысячелетия. У человека нет и не может быть более высокой цели, более величественного смысла, чем стать как Бог - но не в гуманистическом или антропологическом, а именно в религиозном и божественном смысле. Что значит стать как Бог? Это значит: обрести Бога в себе, овладеть Его духовным могуществом, превозмочь природу, стать любящими и терпимыми. Всё это по силам человеку, но всё это требует сверхчеловеческих усилий. Я много писал о единении, но главное единение, которое предстоит человеку и которое станет религией грядущего, - это единение Человека и Бога.

Ключевая фраза, произнесенная Иисусом и зафиксированная в Евангелии от Иоанна (14, 10), следующая: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Именно благодаря пребыванию в нем Отца Иисус всесилен: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матфей, 28, 18).



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи