Бог Египта Хнум




Хнум - бог плодородия

 

Хнум - бог плодородия. Изображался в виде барана или человека с бараньей головой. Почитался как покровитель рожениц и охранитель истоков Нила. В одном из мифов рассказывается, что Хнум вылепил из глины первого человека.

 

Хнум произошел из местности близ Первого порога Нила (в Верхнем Египте) и быстро стал одним из величайших богов Древнего Египта. Он - демиург, бог-творец. Родившись на берегу Нила, Хнум стал гончаром, создающим живых существ из речного ила. Он принимает обличье барана, животного, воплощающего производительную силу.

 

Древний Хнум, бог простого народа, считался покровителем всех людей. Будучи стражем пещер, где бурлили быстрые воды Нила, он посылал египтянам благотворный паводок, который помогал им пережить очередной год.

 

Его изображения

 

Хнум - бог плодородияКак творец, Хнум принимал обличье барана или человека с головой барана, так как это животное славилось своей мужской силой и способностью к продолжению рода. Существует также несколько изображений Хнума в виде барана с четырьмя головами. Головы могли символизировать четыре элемента, или ба (душу) четырех богов (Ра, Геба, Шу и Осириса), которых, по-видимому, объединил в себе Хнум.

 

Куда реже встречаются изображения крокодила с головой барана. Кроме того, некоторые тексты, относящиеся к Позднему периоду, описывают этого бога как змея. Однако наиболее известен Хнум все же именно в образе человека-барана, который сидит перед гончарным кругом и вылепливает на нем одного или двоих детей. Всего на данный момент нам известны пять ипостасей этого бога-творца:

 

- Хнум Нехеп, или Хнум-Демиург;
- Хнум Хенти-тауи, или Хнум- Правитель Обеих Земель;
- Хнум Сехет ашсепф, или Хнум Несущий Свет;
- Хнум Хенти перанкх, или Хнум- Правитель Дома Жизни;
- Хнум Неб-та-анхтет, или Хнум- Владыка Земель Жизни;
- Хнум Хенти нечемчем анкхет, или Хнум-Правитель Дома Благой Жизни;
- Хнум Неб, или Хнум-Господь.

 

Мифы о Хнуме

 

Хнум - демиург, сотворенный, а не рожденный. И если Ра сотворил мир, то создал жизнь, придал ей форму и наделил дыханием. Все тексты и мифы говорят об этом. Хнум, управлявший половодьями Нила, был очень любим народом. Благодаря ему, Египет питали «благие наводнения», удобрявшие почву илом. Мифы отсылают нас к истории творения - изначального или вечно повторяющегося с каждой весной.


Сначала Хнум был одним из множества местных божков - богом Элефантины. На этом острове, расположенном в Верхнем Египте и со всех сторон окруженном водами Нила, существовал сильный культ Первого порога, который был в то время таким бурным, что его даже считали истоком реки. Упоминая о стремительных волнах, пробегавших по Нилу из Верхнего Египта к изнуренному засухой Нижнему Египту, древние египтяне назвали их «стрелами Хнума», которые бог пускал из своего лука на север страны. Об этой роли подателя живительного, плодородного ила свидетельствует одна из надписей на острове Сехель: «Есть город в центре вод, окруженный Нилом, который зовется Элефантиной. Это начало всех начал... Здесь царствует бог Хнум, сандалии его стоят на волне. Он держит в руке дверной засов, отпирая двери по своей прихоти».

 

Хнум, творец мира

 

«Я божественный гончар, который создал все живое!» Роль творца, порождающего живые существа, Хнуму была приписана отчасти именно из-за мифа, о котором мы упоминали выше. Он - «создатель, тот, кто сотворил» богов, людей, и все, что живет на земле и летает по небу. Важно отметить, что Хнум - тот, кого называют демиургом, «отец отцов, мать матерей», возникший сам по себе, никем не рожденный.

 

Хнум чаще всего изображается перед гончарным кругом. Он вылепливает одного или двоих детей (на их возраст указывает длинная прядь, свисающая до подбородка) из ила со дна Нила. В городе Эсна, главном месте культа Хнума, были найдены тексты, подробно рассказывающие о том, как творил этот бог: «В полях он дал жизнь растениям. Он раскрасил цветы на берегах (Нила), он сделал так, чтобы древа жизни приносили плоды, давая пищу людям и богам; он сделал разломы в недрах гор, заставив их выплевывать камни в большие карьеры». На своем гончарном круге, одним движением рук Хнум создал все, что ходит и ползает по земле, летает и плавает: рыб, птиц, зверей, людей и даже фараонов!

 

 И Хнум сотворил человека!

 

Богословы Древнего Египта в мельчайших подробностях описали сотворение человека Хнумом: «Он заставил расти волосы и пряди волос. Он создал кожу на теле. Он сформировал череп, вылепил лицо, чтобы у каждого из людей были свои черты. Он отверз глаза и уши. Он поместил тело в тесный контакт с окружающим миром. Он сделал рот, чтобы есть, и зубы, чтобы жевать. Он отделил язык, чтобы тот мог говорить. Чтобы глотать, он сделал горло». И так нам детально рассказывается все устройство человеческого тела от головы до ног!

 

 

Нубийцы и «девять луков»

 

Агрессивность свойственна барану, поэтому Хнум считался воинственным богом. Он - «тот, кто прогоняет народы луков», - отсылка к «девяти лукам», которые обычно изображаются под ногами фараона, символизируя покоренные народы. Среди них были и нубийцы (страна которых располагалась недалеко от острова Элефантина), но не только они ополчались против своего могущественного соседа!

Хнум, создатель фараонов

 

Еще до того, как Хнуму было приписано сотворение людей, египетские мифы упоминали о нем, как о создателе фараонов! В текстах из храма Хнума, обнаруженных в Эсне, и в папирусе Весткар говорится о божественном происхождении многих фараонов. И Хнум сыграл в этом немаловажную роль. Будучи гончаром, бог первым делом изготавливал на своем кругу подобие ребенка царя. Затем он создавал для него ка (воплощение жизненной силы). В период правления XVIII династии царица Хатшепсут решила увековечить свое божественное происхождение на стенах погребального храма в Дейр-эль-Бахри. На этом изображении мы видим Амона с чертами Тутмоса I, сочетающегося с царицей Яхмос, чтобы зачать маленькую принцессу. Хнум тоже там: он вылепливает ее тело и ка. В этом деле ему помогает Хекет, богиня с головой лягушки.

 

Хнум и бараны, изображения богаХнум и бараны, изображения бога

 

Хнум так часто изображается в виде барана или человека с головой барана, потому что бога роднит с этим животным его производительная способность. Баран, по-видимому, очень рано стал считаться священным животным Хнума. Именно Хнум в образе барана- производителя отвечает за плодородную силу нильского паводка. Строго говоря, если судить по изображениям Хнума на фресках или барельефах, речь идет не об одном, а о двух видах баранов, хорошо известных палеозоологам. Ovis Iongipes palaeoaegyptiacus - более древний. Характерная особенность этого барана - витые горизонтальные рога. Он начал постепенно исчезать из египетской фауны еще в эпоху Среднего царства. И именно в этот период появился второй вид, Ovis platyra aegyptiaca, с круто завернутыми рогами. Древнеегипетские изображения Хнума отразили смену этих двух видов, и в результате витые рога первого стали сочетаться с завернутыми рогами второго.

 

Семья Хнума

 

В Древнем Египте люди всегда - рано или поздно - наделяли богов, по собственному образу и подобию, вполне человеческими родственными связями, приписывая им жен и детей. Однако божественные пары могли различаться от одного города к другому. Хнум не стал исключением из этого правила. В Элефантине его супругами были Сатис и Анукет (последняя считалась также его дочерью).

 

Обеих богинь называли «теми, кто начинает наводнение». Вместе Хнум, Ануктет и Сатис составляли триаду Первого порога, или Элефантинскую триаду. В Эсне супругой Хнума была другая богиня, Менхит, отождествлявшаяся с Нейт. А в Антинополе его спутницей жизни считали Хекет, богиню-лягушку, помогавшую роженицам. И наконец, в поздних текстах у Хнума появился сын по имени Хека, бог-дитя, имя которого в переводе с древнеегипетского означает «магические силы». Интересно, что из-за связи с половодьями Нила Хнума иногда отождествляли с Шу, или даже с Себеком, богом-крокодилом. В последнем случае его изображали в виде рептилии с головой барана.

 

Хнум-повелитель

 

«Он пришел, и солнце, и ветер повинуются ему, и то, что он говорит, немедленно исполняется. Ведь это он создал их, потому что ничто не свершается без него». Гимн Хнуму, «Тексты Эсны».

 

Наводнение и ниломер

 

Ниломер - один из самых знаменитых памятников острова Элефантина. Это сооружение, расположенное на востоке острова, отсылает нас к мифу о наводнении, которым управлял Хнум; ниломер представляет собой лестницу, спускающуюся в реку. Ступени со шкалой, размеченной в локтях, использовались для измерения высоты паводков и расчета их интенсивности. Так египтяне предсказывали, насколько наводнение, посланное Хнумом из тайных пещер, будет благотворным или же разрушительным. Отметки уровней на ниломере Элефантины датируются римской эпохой.


Наши знания о Хнуме

 

В главном святилище Хнума в Та-Сенит (Эсне), городе, расположенном на юге Верхнего Египта, на стенах храма высечены тексты, которые дают нам наиболее полные знания об этом боге и его месте в древнеегипетской мифологии.

 

Исследователи начали пристально их изучать не так уж давно, поэтому открыты еще далеко не все древние секреты. Многочисленные поэтические пассажи, несомненно, вскоре станут классикой древнеегипетской литературы. Помимо ритуальных текстов, которые повторяются в разных святилищах, здесь есть рассказы о сотворении мира, о происхождении жизни и о ее распространении на земле. Другие отрывки, настоящие религиозные трактаты, излагают теологические основы царской власти; их дополняют гимны и литании во славу всех богов- творцов и, в частности, самого Хнума.

 

Тексты храма Хнума в Эсне сложно расшифровывать, в них встречаются тайнопись и новые иероглифы, пришедшие из иератического письма.

 

Эсна и последние иероглифические тексты

 

Тексты, высеченные на стенах и кодоннах храма Эсны, относятся к периоду правления римских императоров Траяна и Адриана - ко II веку н. э. Они дополнялись до правления Деция Траяна (около 250 г. н. э.), что свидетельствует о существовании египетских культов даже в эпоху римского господства. «Тексты Эсны» входят в число самых поздних иероглифических записей, оставленных нам египетской цивилизацией.

 

Культ Хнума

 

Как и многие другие египетские боги, Хнум был сначала местным божеством. В результате объединения Египта династиями фараонов его культ приобрел большое распространение. В конце концов Хнум стал необычайно популярен и вошел в число главных богов.

 

Культ Хнума был наиболее силен в Верхнем Египте, где бурный Нил ничем не напоминал спокойную и животворную реку Нижнего Египта. Река была грозной стихией, а Хнум владел затворами Нила, и именно ему чаще всего молились, чтобы наводнение великой реки принесло лишь благо.

 

Хнум и Первый порогКульт Хнума

 

Сначала Хнум был не слишком зна-менитым местным богом - богом Элефантины. В стародавние времена, когда культы еще не стали общими для всего Египта и различались в зависимости от местности, Хнума ревностно почитали именно в этом городе, стоящем близ самого первого из нильских порогов. Тогда люди верили, что этот бурлящий порог и есть исток великой реки. Как мы уже говорили, египтяне, упоминая о стремительных волнах, спускавшихся по течению из Верхнего Египта в иссохший Нижний Египет, называли их «стрелами Хнума», которые бог с головой барана пускал из своего южного жилища на север страны. Об этой роли подателя живительного ила, удобрявшего почву, свидетельствует одна из древних надписей, обнаруженных на острове Сехель. Ее мы уже цитировали в предыдущей статье: «Есть город в центре вод, окруженный Нилом, который зовется Элефантиной. Это начало всех начал... Здесь царствует бог Хнум, сандалии его стоят на волне. Он держит в руке дверной засов, отпирая двери по своей прихоти».

 

Культ баранов

 

Из-за популярности бога, которого он воплощал, священное животное баран в Древнем Египте было объектом особого культа и осыпалось почестями даже после смерти. При жизни его чтили и украшали на праздники лентами и цветами. А когда он умирал, его бальзамировали и хоронили почти как человека, со множеством обрядов.

 

Так, на острове Элефантина в двух шагах от святилища Хнума находился некрополь священных баранов. Границы его территории, квадрата со стороной шесть метров, были отмечены четырьмя маленькими обелисками. В крошечных подземных склепах из необожженного кирпича, расположенных в три ряда, археологи обнаружили четырнадцать баранов в закрытых крышками гробах из песчаника или гранита полукруглой или прямоугольной формы. Мумифицированные бараны были помещены в картонные футляры в виде этих животных. Сусальное золото, расписная или украшенная гравировкой штукатурка придавали им роскошный вид. Их спины покрывала белая ткань с синими и золотыми полосами, напоминавшая немес, египетский головной убор. На шею животного вешалось серебряное нагрудное украшение, или, что чаще, несколько амулетов.

 

Великолепные экземпляры этих предметов Позднего периода выставляются в Лувре, в Париже.

 

Остров сехель

 

В нескольких километрах от Асуана находится Первый нильский порог, длинный участок реки, на котором вода с ревом прокладывает себе дорогу между валунами и гранитными островками. Один из них - остров Сехель, на котором волны разбросали огромные камни, создав впечатляющее хаотическое нагромождение. За долгие века они покрылись тысячами иероглифических надписей, свидетельствующих о том, что эти места, населенные богами, посещали знаменитые личности. Самые новые из надписей датируются эпохой Птолемеев, а самые старые - VI династией!


Эсна, город Хнума

 

Первым храмом, посвященным Хнуму в Эсне (греч. Летополь), мы обязаны фараонам из XVIII династии. Это сооружение было частично отреставрировано при Саисской династии, а затем полностью перестроено по распоряжению Птолемея VI. Но большую часть своего блеска и великолепия святилище приобрело уже в римскую эпоху, когда при императорах Клавдии и Веспасиане был построен огромный гипостильный зал с двадцатью четырьмя колоннами, высотой тринадцать с половиной метров каждая. Это помещение длиной тридцать три метра и шириной восемнадцать метров дошло до нас почти без повреждений и по праву считается сегодня одним из самых выдающихся архитектурных ансамблей Древнего Египта.

 

А еще одним из самых малоизвестных, и потому малопосещаемых! Другой храм, напоминающий по очертаниям святилище Эсны, стоял в Ком-эль-Дейре; его зарисовали ученые Наполеона I во время знаменитой Египетской экспедиции. Эти изображения - единственное, что осталось от ныне разрушенного храма.

 

Праздник для хнума и анукет

 

Помимо повседневного культа, Хнуму были посвящены несколько праздников. Самым главный из них отмечался 18 числа месяца панипет, или паофи, который был вторым месяцем сезона наводнений ахет, продолжавшегося с июля по ноябрь. В этот день чествовались Хнум и его паредра Анукет. Их статуи проносили по городу, а затем по Нилу устраивали лодочную прогулку, которую возглавляли сами божества. Этот праздник был особенно популярен в Элефантине.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи