Тридцать девять гробниц Бени-Хасана




Тридцать девять гробниц Бени-Хасана

 

«На берегах реки то здесь, то там видны длинные прямые линии, протянувшиеся друг над другом. Белая гора взбугрилась серыми холмиками, полосатыми, как спина гиены; а дальше снова только ровный белый камень». Так Гюстав Флобер описал Бени-Хасан.

 

Как и все египетские города эпохи фараонов, Бени-Хасан вытянулся вдоль Нила. Он стоит на восточном берегу, примерно в 270 километрах к югу от Каира. Этот город был столицей провинции Орикс на протяжении всего Среднего царства. Здесь, на скалистом склоне, возвышающемся над долиной, сохранился целый ансамбль высеченных в камне гробниц Среднего царства. Шампольон, историк, расшифровавший древнеегипетские иероглифы, останавливался здесь в 1822 году во время своего путешествия по земле фараонов. Он нашел в этих гробницах многочисленные фрески, которые, увы, сильно пострадали от времени.

 

Некрополь наместников

 

Древние египтяне больше заботились о вечной жизни, которая ждала их после смерти, нежели о существовании их бренных тел на этой земле. Для них вся жизнь была подготовкой к путешествию в загробный мир. Вот почему каждый старался оставить о себе лучшую память среди живых; и, очевидно, лучше всего в этом преуспевали самые богатые. Люди считали, что гробница - это «жилище вечности», которое следует обустроить так, чтобы умерший мог чувствовать себя в нем как дома. Но в Бени-Хасане археологи обнаружили не обычные гробницы, а настоящие дворцы, которые возвели для себя наместники этой провинции.

 

Не меньше тридцати девяти гробниц вырублено здесь в скалистом склоне горы, возвышающейся над поселением. Все они некогда принадлежали разным номархам и были материальным свидетельством их династии, правившей провинцией из Бени-Хасана.

 

Около 1990 года до н. э. один из этих наместников, некий Хнумхотеп, отправился в Аменти - египетский рай. При жизни он долгие годы успешно управлял провинцией Орикс. Он верой и правдой служил обоим своим повелителям: фараонам Аменемхету II (1929- 1895 гг. до н. э.) и Сенусерту II (1897- 1878 гг. до н. э.), правившим в начале Среднего царства. В гробнице, которую Хнумхотеп приказал приготовить для него, его ждали удивительные сокровища. Однако с наместником погребли не только украшения и ценные изделия, по большей части разворованные расхитителями гробниц. Здесь были и предметы мебели, и ткани, и оружие, и яства, и напитки - словом, все необходимое, чтобы умерший мог с комфортом продолжать посещать мир живых.

 

Действительно, для древних египтян смерть отнюдь не была концом земного существования. Они верили, что у любого живого существа, будь то человек или животное, есть две души: первая - ка -жизненная сила, отпечаток личности, навсегда отправлялась в мир богов; а вторая - ба - в некоторых обстоятельствах могла оставаться привязанной к знакомой ей земле. Вот почему за всеми гробницами так тщательно следили, произнося раз в день молитву в память умершего.

 

Это делалось из страха, что покойный пожалуется богам, будто его забыли, что он покинет свое прежнее обиталище и наложит на него проклятие.

 

Первый фокус

 

На фресках Бени-Хасана в гробнице наместника Бакета III мы находим одно из древнейших свидетельств существования фокусников. В то время жрецы иногда выступали перед публикой, чтобы произвести впечатление на верующих. Но целью магии было не развлечь народ, а внушить ему уважение. Двое мужчин стоят на коленях лицом друг к другу; каждый держит в руках нечто похожее на маленькую чашу. Исследователи считают, что эта сцена может быть изображением знаменитого с древних времен «фокуса со стаканчиками». Двигая стаканчики по столу, фокусник по очереди прикрывал и открывал маленькие предметы - шарики или бусины. Фокус завершался, когда маг превращал свои шарики в более крупный предмет: фрукт или даже в животное.

 

Голодные годы...

 

Хнумхотеп, наместник, похороненный на некрополе Бени-Хасана, приказал изложить на стенах своей гробницы рассказ об особенно тяжелых для его провинции временах: «И тогда настали голодные годы. Я приказал распахать все поля провинции Орикс, от северных ее границ до южных. Я спас жизнь ее обитателям, я удовлетворил их нужды, так что никто больше не страдал здесь от голода. Я осыпал дарами не только вдов, но и замужних женщин. Я не различал великих и малых во всех своих милостях... И тогда пришли годы изобильного Нила, которые принесли нам пшеницу, ячмень и многое другое. Я ничего не добавил в списки налогов, которыми облагаются поля».

 

Гробницы Бени-Хасана и древние традиции

 

Согласно древним традициям египтян, гробница все же не была безраздельным владением ее последнего обитателя. Тот делил ее помещения с живыми, по крайней мере, в одной из частей захоронения, отведенной под ритуалы, куда люди регулярно приходили поминать умершего. Здесь в огромных подземных залах потолки поддерживались мощными колоннами, и все поверхности были покрыты красочными фресками. Перед маленькой нишей с образом покойного стояли столы для подношений, и постоянно курился ладан. Но устройство некоторых гробниц более традиционно: оно следует канонам погребальной архитектуры мастаб эпохи Древнего царства. Они тоже состояли из нескольких помещений.

 

 В сводчатом святилище жрецы регулярно отправляли культ; за ним, в маленькой и неприметной потайной комнате (так называемом сердабе), куда не могли проникнуть простые смертные, хранилась статуя умершего, одушевленная его ба (призрачным двойником человека). Через фальшивую дверь с глазком последний мог наблюдать за миром живых и получать подношения. Но в самую секретную часть гробницы входить не должен был никто, чтобы не потревожить вечный покой бренных останков, превратившихся в образ Осириса. Тщательно замаскированный погребальный колодец вел в подземный зал, где стоял саркофаг с мумией.

 

Единственное отличие от классической модели египетского захоронения, которое через несколько веков станет более распространенным, - некрополь Бени-Хасана был сооружен на восточном склоне горы, и вход в него был обращен на запад.

 

Согласно древнему поверью, новая жизнь для умершего начинается, когда он поворачивается лицом на запад, иными словами, когда он оказывается в обители богов, которая находилась далеко на западе. Однако большинство захоронений были обращены на восток, к бессмертию. Но символическая ориентация имела не меньшее значение, чем астрономическая, связывавшая умершего со звездами. Действительно, мифология Древнего Египта рассказывает нам о восхождении умершего на небеса, которое совершалось либо по наклонному коридору пирамиды, либо по вертикальному колодцу мастаб погребальных храмов Нового царства. Устройство гробницы должно было сделать это вознесение возможным.

 

Классический декор

 

Фрески, украшающие гробницу Хнумхотепа, типичны для этого периода: на них изображена повседневная жизнь во времена наместника. Мы видим здесь пахарей, трудящихся в полях, стада, рыболовов и охотников, охотящихся в болотах. Побывавший в Бени-Хасане Шампольон скопировал изображения азиатских кочевников. На одном из них мужчина держит в руке нечто вроде бумеранга, в то время как другой персонаж играет на лире. Все эти сцены с большим реализмом рассказывают нам о том, как жили простые египтяне в эпоху Среднего царства.

 

Более поздний декор претерпел некоторые изменения по сравнению с традиционными темами предыдущего периода. На стенах красуются сцены разного содержания: картины, изображающие различные аспекты египетской цивилизации соседствуют с религиозными мотивами, в частности подношениями умершему, которые могут пригодиться ему в загробной жизни. А мифологические сюжеты сопровождаются заклинаниями, которые должны защитить его в долгом путешествии в Царство мертвых.

 

Однако сцены из военной жизни исчезли: после затянувшегося периода смут, начавшегося в конце эпохи Древнего царства, в Египет вернулся долгожданный мир. Первые правители новой эпохи стремились восстановить в стране первоначальную гармонию времен творения, стабильность и процветание. Действительно, иероглифы, выгравированные и начертанные краской на стенах гробницы, описывают деяния первых фараонов XII династии, которые прибыли в эти места, чтобы раз и навсегда провести границы между пятнадцатой и шестнадцатой провинциями и поставить здесь стелу «с точностью небес», то есть под руководством и с благословения богов, восстановив тем

 

В Бени-Хасане покоится не только знать...

 

Несмотря на все величие и роскошь гробниц египетских губернаторов, отметим, что в Бени-Хасане есть что изучать и каталогизировать и помимо них. На самом деле подавляющее большинство захоронений Бени-Хасана принадлежало среднему, если не низшему социальному классу, и они по понятной причине не были разграблены. Хотя их содержимое, конечно же, очень интересует современных археологов, здесь редко попадаются ценные вещи, которые могли бы соблазнить воров. Словом, разница между народными кладбищами и гробницами знати очень четкая, как с точки зрения пространства, которое занимает каждое захоронение, так и с точки зрения его содержимого.



Еще материал по данной теме


← все статьи