Античное изобилие




Античное изобилие

 

Древнейшие идеи о благодатной стране изобилия, правда, недоступной для всех, связаны еще с языческими представлениями, как ни странно, о смерти. В фольклоре американских индейцев, например, издревле существовали рассказы о полях и лесах обильной и удачной охоты. Правда, отправлялся индеец в них только после смерти, если удостаивался такой чести от великого божества в награду за свою жизнь. Индейцы Северной Америки представляли себе эти места по-разному. Для индейцев прерий группы сиу здесь паслись не пуганные бледнолицыми стада бизонов, которые поставляли индейцам и еду, и материал для одежды и для переносных домов - типи. Индейцы, относящиеся к народам анголкинов и ирокезов, которые искони обитали в лесистых местах, изобиловавших реками и озерами, верили, что в загробном мире их всегда встретят реки, полные рыбы, и леса, в которых много дичи. О чем еще мог мечтать индеец, для которого искусство охоты и рыбной ловли было главным среди искусств выживания?

 

Перенесемся из Нового Света в Старый, причем очень старый. Для европейцев, считающих себя прямыми наследниками античной культуры Древней Греции и Рима, миф о стране изобилия вовсе не всегда связан со смертью. Пожалуй, лишь в поэмах Гомера упоминаются так называемые острова блаженных, куда после смерти переносятся герои, и жизнь их «прекрасна и удивительна». Но в Античности есть и другие мифы о стране изобилия, которая для обычных людей была абсолютно недоступна уже во времена полулегендарного Гомера, невзирая на личные добродетели и заслуги перед народом и отечеством. Почему, спросите вы? Да потому, что миф о стране изобилия в Античности чаще всего отсылает мечтающего о безбедной жизни не в далекое, но якобы существующее на Земле место, а в другую эпоху. Как и индейцы, жители Древней Греции считали, что такое счастье человек должен был сначала заслужить.

 

Но мир испортился уже в те далекие от нас времена: люди стали заносчивы, злы и бесчестны, у них нет понятий о благородстве. И в отличие от индейцев- индивидуалистов, превыше всего ценивших личную доблесть и личные достоинства каждого, для эллинов, чья гражданская позиция была весьма сильна, речь шла о морали и достоинствах целого народа и даже всего человеческого рода. Даже если кто-то из людей был достойным, все вместе давно потеряли право на жизнь в стране изобилия... Поэтому страна изобилия для Античности - это не место, а время, эпоха золотого века.

 

И вот тогда, ну очень-очень давно, люди жили замечательно. В их жизни действительно не было войн и убийств, потому что они не знали вкуса крови. Не было рабов и тяжелого труда, потому что природа в изобилии давала людям все, в чем они нуждались. Этот древний миф относится к эпохе, когда из жизни людей уходили старые понятия о тесных связях между членами одного рода, о том, что главный - это старший по возрасту, мудрейший и справедливейший, а все остальные (да и он, впрочем) равны перед богами. Выдвигались те, кто был сильнее, ловчее, предприимчивее, а жизнь остальных членов общины все ухудшалась и ухудшалась. К членам общины можно отнести даже рабов. Известно, что самые древние «рабовладельцы» в Европе трудились на полях вместе с подневольными тружениками, да и рабом запросто мог стать любой. Жизнь прошлых поколений стала казаться тогда счастливой и безбедной.

 

Первым из греков подробнейшим образом жизнь людей золотого века описал Геспод в поэме «Труды и дни». Он переносит это прекрасное время в эпоху царствования Кроноса: не было ни старости, ни болезней, ни несчастий, ни изматывающей работы. Труд для людей был не обязанностью, но радостью: тучные стада паслись повсюду, а земля сама рождала нужные злаки, овощи и фрукты. Люди пировали, подобно богам, но в отличие от них умирали: кто-то засыпал и во сне переносился в загробный мир, где становился добрым духом, покровителем потомков. Не было грехов, но первым грехом человеческим, по Гесиоду, стала гордыня: именно за отказ приносить богам нового поколения жертвы и почитать их Зевс Кронид, свергший отца, истребил все человечество в эпоху серебряного века.

 

Описание золотого века и жития первых людей мы находим не только у греков, но и у римлян, которые своим просвещенным соседям в этих вопросах всецело доверяли. Так, например, Овидий подробнейшим образом описывает век изобилия в своих знаменитых «Метаморфозах», а Вергилий, его старший современник, - в IV эклоге «Буколик».

 

Сходные представления были и у других пародов, обитавших вдали от Средиземноморья. Например, у индуистов золотой век называется «Критаюга». Это первый после творения благословенный этап развития человечества.



Еще материал по данной теме


← все статьи